В Кургане открылась персональная выставка Германа Травникова

Работы посвящены Уралу и Крыму

Большой зал областного культурно-выставочного центра 7 декабря распахнул свои двери поклонникам акварели и живописи.
Персональная выставка народного художника России Германа Травникова «Урал – Крым» – масштабный творческий отчет о двух поездках в Крым весной и осенью этого года и продолжение диалога художника с природой Урала, полярного (Ямал) и южного (Оренбуржье). Примечательно, что выставка открылась накануне дня рождения художника. В следующем году мастер отпразднует 80-летний юбилей. А пока зрители получили еще один яркий подарок. Надо отдать должное не только работоспособности Германа Травникова. Вообще дело уникальное, не считая уральских пейзажей и живописи, художник выставил 41 работу, а листов создано намного больше. И это только из двух поездок. Неповторим и дар художника – делиться своими впечатлениями. Все, как говорится, горячее, с пылу с жару. Более того, это восьмая персональная выставка мастера в этом году. 
По словам директора культурно-выставочного центра Любови Зориной, экспозиция Германа Травникова должна была по праву стать частью проекта «Первозданная Россия». В нашем случае выставка «Урал – Крым» сменила на стенах работы фотографов.
В Крыму Травников побывал на Форосе, в Феодосии, Судаке, Севастополе, Симеизе. Не всегда погода была солнечная, и море порой было бурным и нерадостным.
Искусствовед Светлана Кулакова отметила на выставке сочетание ландшафтов древних гор, солнечный Крым, хоть и погода, рассказывают, была не самая лучшая. Сочетание основательного Урала и легкого Крыма:
– Задача художника – уловить разные состояния природы. У Травникова это замечательно получается. Конечно, сказывается и опыт, и огромная влюбленность в природу. Это большой пример молодым художникам, которые теряют интерес к работе на натуре, формируя к природе вторичное отношение. Герман Травников словно доказывает, что художник без натуры – не художник.
В Гурзуфе работает творческая дача Союза художников России, куда стекаются художники. Побережье Крыма, Гурзуф настолько растворяют людей в своих красках, что, кажется, появляется античное ощущение. Все живое в природе, все одухотворено. И это видно в работах Германа Травникова.
Кстати, по акварельным листам видно не только настроение художника, но и разный подход. Так, в весенней серии художник больше импрессионист и исследует одни и те же места в разное время. Это видно по акварелям «Страж моря» и «Причал бакланов» или «Весна в Судаке», «Вечер в Судаке». Осенняя серия больше пронизана обаянием моря и гор, ярких красок. Почти по-лермонтовски видим образ в «Белом парусе». Яркое море у Травникова в листе «Бухта у Балаклавы». Разноцветьем притягивают «Вид из окна» и «Парк в Симеизе». Есть здесь и переходные вещи. В какой-то неуловимой черте сходятся море и небо на листе «Счастливого плавания». Словно переходом к произведениям уральских серий выглядит лист «Зима», в котором море обесцвечено и на берегу вовсе нет ни зелени, ни других красок.
Впрочем, уральские акварельные листы и живописные картины не уступают в красках. Просто цвета где-то чуть сдержаннее. Но буйство красок прорывается и здесь – в ставших классикой листах «Краски осени» и «Полярный Урал».    
– Все, что я хотел бы сказать, – резюмировал Герман Алексеевич, – на этих стенах. Конечно, я очень рад, что Крым наш. И эти две поездки мне много рассказали о том, как сейчас живет Крым. Идет грандиозное строительство, на всех дачах колотят, что-то делают. Бурлит жизнь. И с кем бы я ни встречался, все рады, что вернулись в Россию. Это отношение можно почувствовать и через природу.
Александр Теплухин. Фото и репродукция Николая Белобородова.

Комментарии

Все новости рубрики Культура