«Красный Курган» о том, как боролись с неграмотностью в 1925 году

...

Еще в 1920 году на первом совещании политпросвет тов. Ленина указал на труднейшую задачу, которая стоит перед политпросветами и их работниками: найти пути «как связать учительство, в большинстве старого закала, с коммунистами». «Нужно сказать», - говорил тогда Владимир Ильич, «что сотни тысяч учителей – это есть ( аппарат, который должен двигать работу, будить мысль, бороться с предрассудками, которые еще до сих пор существуют в массах».

Прошло четыре года с того времени. Учительство в подавляющей своей массе потянулось к политическим знаниям, к делу советского строительства, к коммунистической партии.

Со своей стороны и партия в настоящее время может больше уделить внимания учителю.

Особенно большое значение эта смычка приобретает в деревне.

Центром борьбы с деревенской темнотой становится волостная изба – читальня.

Первая задача учителя – увязать работу с практическими нуждами деревни, с повседневными запросами крестьян. Во многих местах это уже и делается: учителя организуют справочную работу, ведут разъяснительные беседы о декретах, постановлениях советской власти.

Учитель, как правило, ведет и работу по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Эта работа теперь также должна вестись совместно с избой – читальней.

Учителя мы часто видим в качестве руководителя кружков: общеобразовательных, кооперативных, даже политграмоты. Это – тоже часть работы избы – читальни.

Когда избы – читальни берутся за практическую работу, и тут учителя во многих местах идут первыми: работают летом в яслях, помогают организовывать различные артели т.д.

Нередко бывает и так, что учитель является и заведующим избой - читальней, ее организатором. По положению о совете избы – читальни ( или политико – просветительном комитете) учитель обязательно входит в него, даже в его президиум.

Таким образом учитель, как может, двигает работу.

Изба – читальня должна не только использовать учителей, но и помогать им.

Чем?

Прежде всего, - нужными книгами. Для этого во всех политпросветах необходимо выделить особые фонды на закупку пособий для изб – читален на помощь работающим в них учителям.

Нужно также, чтобы совет избы – читальни берег учителя, не перегружая его сверх меры. Эта опасность уже есть.

Работа учителя в избе – читальне, это – новый шаг по пути сближения знания с жизнью, - конец разрыва интеллигенция с широкими трудовыми массами в деревне.

А. Кравченко

25 марта 1925

Комментарии