Агробизнес для школьника

На прошлой неделе у нас в редакции стартовал цикл встреч нового формата – технологических площадок.

Это сов­местный проект ИД «Новый мир» и Института развития образования и социальных технологий. Суть их в том, что предметом обсуждения становятся не проблемы, которым и так уже уделялось много внимания, а найденные технологичные пути их решения. Первая встреча была посвящена теме «Агоробизнесобразование Зауралья: актуальность и перспективы».

«Зауральский навигатор»  в действии

– Идея проекта «Зауральский навигатор» родилась из послания губернатора Курганской области, в котором он определил задачу: школьники у нас должны не только вырасти образованными, но и получить определенную профориентационную направленность. То есть уже в школе они должны изучить различные профессии и пройти профессиональные пробы, чтобы не ошибиться с выбором и приносить пользу и Зауралью, и всей нашей стране, – начал разговор о новой системе профориентации первый заместитель директора Департамента образования и науки Курганской области Андрей Кочеров. – Проект «Зауральский навигатор» пока состоит из пяти направлений – педагогический навигатор, промышленный, строительный, медицинский и агробизнесобразование. Но, думаю, он будет расширяться. И агробизнесобразование, о котором мы говорим сегодня, – это, наверное, как раз то направление, где уже есть первые результаты.

Ректор института развития образования и социальных технологий, доктор педагогических наук, профессор Борис Куган рассказал об основных механизмах реализации проекта «Агробизнесобразование»:

– Отработан и скоро начнет апробироваться учебно­методический комплекс «Лаборатория профессий – дошкольник». Для начальной школы – с 1­го по 4­й класс – аналогичный комплекс называется «Лаборатория профессий – младший школьник». С октября в двух пилотных муниципалитетах – в Шадринском районе и городе Шадринске – во всех детских садах и начальных школах будет осуществляться работа с использованием этих комплексов. Для среднего звена школ тоже подготовлены методические рекомендации, каким образом через проектную деятельность осуществлять эту работу.

– Для старших классов продумана система, которая включает в себя две модели реализации агробизнесобразования, – продолжил Борис Алексеевич. – Первая – это действующий в его рамках областной дистанционный агробизнескласс, он создан на базе областного лицея­интерната для одаренных детей.  Вторая – «Колледж­классы», которую мы запустим с 1 сентября. В ее рамках на базе учреждений среднего профессионального образования аграрной направленности организуют дистанционное обучение для сельских школьников, вести теоретические занятия будут опытные преподаватели. А практические занятия идут в каникулярное время на базе этих техникумов и колледжей.

Для вас – дистанционный класс

О том, как работает региональный дистанционный агробизнескласс, рассказала директор Курганского областного лицея­интерната для одаренных детей Софья Трубина:

– Государственный лицей­интернат активно включился в проект «Агробизнесобразование». Возможность организации дистанционного образования у нас уже была отработана посредством олимпиадных школ дистанционного формата. И в проекте «Агробизнесобразование» мы выступили связующим звеном между школами области, Курганской государственной сельскохозяйственной академией, центром дополнительного образования, институтом развития образования и социальных технологий и на своей базе организовали работу в двух направлениях. Во­первых, у нас открыт стационарный класс «Агробизнесобразование». Во­вторых, с помощью педагогов сельхоз­академии, молодых кандидатов наук, настоящих профессионалов, готовых работать со школьниками, мы подготовили специальные дистанционные программы. В 2015–2016 учебном году мы зачислили на обучение порядка 80 школьников из различных районов области. В течение года они прошли пять дистанционных курсов, таких как, например, основы землеустройства, основы биоиндикации окружающей среды, экономика аграрного региона. Курсы рассчитаны на два года, они будут продолжены в этом году, когда эти ребята пойдут в 11­й класс. При этом будут вновь набраны в дистанционный агробизнескласс десятиклассники.

– Но мы не ограничиваемся только дистанционной работой, – подчеркивает Софья Маратовна. – Финалом в этом году стал выездной лагерь под названием «Агромастер». Дети из разных районов, обучавшиеся в течение года в дистанционном агробизнесклассе, в итоге приехали на заключительную сессию в лицей­интернат. Произошло это при поддержке, в том числе и финансовой, института развития образования, сельхозакадемии и департамента образования и науки. Дети побывали и в Курганской сельхозакадемии, где они воочию увидели и лаборатории, и преподавателей. Считаю, что это хороший вариант пропаганды нашего сельхозвуза среди зауральских школьников.

Делимся опытом

В минувшем учебном году проект «Агробизнесобразование» реализовался в 30 школах Зауралья. Представители нескольких из них приняли участие в работе технологической площадки и поделились своим позитивным опытом.

– У нас отлажено взаимодействие с Курганской государственной сельскохозяйственной академией и с нашим митинским предприятием ЗАО «Картофель», – отметила директор Митинской средней общеобразовательной школы Кетовского района Светлана Плеханова. – В КГСХА наши десятиклассники проходили очные элективные курсы по физике, биологии и агробизнесу. Ребятам это очень понравилось, ведь они познакомились с вузом, где могут продолжить образование, с преподавателями, с условиями обучения. А на предприятии ЗАО «Картофель» мы проводили профессиональные пробы. Здесь школьники познакомились с разными профессиями, с тем, каким требованиям надо отвечать, чтобы овладеть ими. И самое главное, они поняли, что представляет сегодня собой агробизнес, как нужно его вести, какие требуются специалисты. Ребята увидели самое современное оборудование, их познакомили с передовыми технологиями. Вернувшись с этих экскурсий, многие сразу сказали: «Мы будем агрономами!».

– На территории села Чистопрудного действует много сельскохозяйственных производств, мы, наверное, самые богатые в этом плане, – подчеркнула директор Чистопрудненской основной общеобразовательной школы Шадринского района Елена Авдюшева. – Это и ООО «Шадринское», и кондитерская фабрика, и Наиль Лукманов с его перепелиной фермой. Школьники ходят туда на экскурсии, начиная с первого класса. Если говорить о профессиональных пробах, то хорошо в этом направлении сотрудничаем с Шадринским политехническим колледжем. А непосредственно в школе у нас открыто два класса – растениеводство и животноводство. На базе этих кабинетов ведется опытная работа. Все это в целом очень много дает ребятам: общаясь с природой, с животными, с какими­то механизмами на производстве, они, во­первых, сильнее чувствуют любовь к родной земле, во­вторых, получают определенные навыки. И в­третьих, бывая на предприятиях, они еще и непосредственно общаются с работающими там своими родителями. Какая гордость просыпается у детей! Какой интерес к профессии мам и пап! Все это укрепляет семейные связи, а также способствует, вполне возможно, формированию профессиональных династий в будущем.

– Считаю, что в рамках проекта «Агробизнесобразование» каждой сельской школе необходимо показывать: работать на земле – выгодно! – уверена директор Песчано­Колединской средней общеобразовательной школы Далматовского района Людмила Князева. – На данный момент мы в школе отработали две модели школьного производства. Это, во­первых, производственный участок по выращиванию овощей, не только для школьной столовой, но и на продажу. Здесь у нас уже сложился хороший рынок сбыта, мы взаимодействуем с КФХ «Барабинское». Во­вторых, это школьное лесничество. В 2012 году на пяти сотках мы посеяли семена сосны. И в 2015­м мы их, тысячу саженцев, реализовали. Конечно, большую помощь здесь нам оказывает Далматовское лесничество. А в этом году мы провели в школе конкурс «Моя агробизнесидея». В составе жюри был представитель Бизнес­инкубатора Курганской области, и две идеи он предложил представить на областной конкурс. И бизнес­идея по выращиванию зимнего чеснока ученика нашей школы Максима Черных заняла там первое место! Поэтому теперь мы закладываем участок зимнего чеснока уже этой осенью, хотим проверить проект на практике.

***

– Технологии на пилотных площадках отработаны, теперь мы знаем, каким образом другим следовать по этим направлениям, – подвел итог разговора Борис Куган. – В августе­сентябре мы сформируем дополнительный состав образовательных организаций, которые, изучив эти позитивные практики, примкнут к реализации проекта «Агробизнес­образование».

НАША СПРАВКА

Проект «Агробизнесобразование» реализуется совместно областными департаментами образования и науки и агропромышленного комплекса. В 2015–16 учебном году его участниками стали Курганская государственная сельхозакадемия, 15 учреждений среднего профессионального образования, 30 общеобразовательных школ области, а также 52 сельхозпредприятия и ведомства.

ПОЛЕЗНЫЙ АДРЕС

Для зауральских педагогов, родителей и школьников действует  профориентационный сайт Курганской области http://45profor.ru. Этот интернет­ресурс позволяет не только получить максимум полезной информации, но и пройти онлайн­диагностику на профессиональную предрасположенность. 

Источник: 
Мария Цисарева

Комментарии

Все новости рубрики Общество