Инженеры для Зауралья

Совсем недавно, 5 сентября, в Курганской области открылась «Инженерная школа Зауралья».

О большой подготовительной работе, предшествовавшей старту нового образовательного профориентационного проекта, об уже действующих в регионе проектах и программах, которые сделали возможным его создание, говорили накануне участники «технологической площадки» в Издательском доме «Новый мир». 
Маленькие академики
Как в раннем возрасте распознать детей, которым по­настоящему интересно техническое творчество, и помочь им реализоваться? Проект «Малая академия наук», который действует в области с 2010 года, направлен в том числе и на решение этого вопроса. 
– Основная цель данного проекта – предоставить учащимся возможность развития самостоятельного творчества в различных областях науки: технической, естественно­научной, социально­гуманитарной – и возможность самообразования через интересную для них учебно­исследовательскую деятельность, – объяснил заместитель директора Департамента образования и науки Курганской области, заведующий сектором взаимодействия с вузами и научными организациями Сергей Хрипунов. – В его рамках реализуются различные направления – лего­конструирование, робототехника, компьютерное моделирование, электроника, радиотехника и многие другие. 
Сергей Владимирович отметил, что «Малая академия наук» охватывает более 160 детских садов Курганской области, а это 4200 дошкольников, и 53 школы, то есть более 7000 школьников. Он также добавил, что наработки, полученные в результате реализации «Малой академии наук», легли в основу многих других проектов, в том числе и «Зауральского навигатора». Об этом профориентационном проекте, стартовавшем в 2014 году, мы уже говорили на предыдущей технологической площадке, посвященной агробизнесобразованию в Курганской области. (См. «НМ» от 4 августа 2016 года.) 
Проректор по науке и инновационной деятельности Института развития образования и социальных технологий, доктор педагогических наук, профессор Нина Криволапова рассказала о ключевых направлениях проекта «Малая академия наук». Одно из них – это укрепление материально­технической базы школ. Когда стартовал проект, как раз появилась возможность сделать это за счет федеральных средств. В частности, было закуплено оборудование для кабинетов естественно­научных дисциплин, программно­аппаратные комплексы для проведения исследований на основе компьютерного моделирования. Второе направление под названием «Лего­парк» объединило образовательные учреждения от дошкольного до среднего и высшего профессионального образования. В рамках еще одного направления, «Школьный технопарк», учреждения профессионального образования проводят занятия для учащихся 9–11­х классов, группы формируются на основе психологической диагностики. 
Конструкторское бюро для дошколят
Как именно у дошкольников развиваются способности к техническому творчеству и пробуждается интерес к этой сфере деятельности, рассказала заместитель заведующей по учебно­воспитательной работе детского сада №109 «Журавушка» города Кургана Светлана Коновалова. Уже более 20 лет это учреждение работает по комплексной программе «Развитие», разработанной учебным центром им. Л.А. Венгера (Москва), в которой большое внимание уделяется разделу «Конструирование». Дети уже со второй младшей группы – это 3–4 года – знакомятся с простейшими чертежами. А в старшем дошкольном возрасте узнают о понятии трехмерного пространства и делают чертежи в трех проекциях. 
Светлана Юрьевна продемонстрировала участникам «технологической площадки» принесенные с собой сооружения из деталей конструкторов Lego Duplo, LEGO Education. Также в детском саду применяются деревянные наборы, геометрические конструкторы с различными способами крепления деталей (Тико, Полидрон), механические конструкторы. Дети создают различные сооружения, придумывают «лего­сказки» и «лего­мультфильмы». Вместе с воспитателем они фотографируют этапы изготовления постройки, а потом все это оформляется в альбом. Наработанным опытом детский сад активно делится с коллегами. В частности, в мае этого года совместно с Институтом развития образования и социальных технологий создали рабочую программу «Техническая конструктивная деятельность детей дошкольного возраста», для педагогов города и области работает авторская школа «Технология технического творчества».
«Когда же будет физика?»
Увлечение техническим творчеством, заложенное в детском саду, не должно угаснуть в школе. Так, в гимназии №47 города Кургана поддерживать и развивать его помогает целая система обучения предметам естественно­математического направления. Один из ее элементов, как рассказала заместитель директора по учебно­воспитательной работе Ольга Берденева, – недели науки, которые традиционно проводятся в гимназии каждый год. И ребята 7–8­х классов, только начавшие изучать физику, готовят показательные опыты, эксперименты и идут с ними к ученикам начальных классов. Они, увидев возможности, которые открывает физика, уже с 1–2­го класса ждут, когда же у них начнется этот предмет. Это касается и химии, биологии, информатики.
– Наши ребята в этом году привезли из Казани с Всероссийского этапа Международной олимпиады по робототехнике второе место. Их робот распознавал мусор и ни разу не ошибся! Уступили только Санкт­Петербургу, – поделилась успехами Ольга Николаевна. К слову, гимназия не только отправляет своих учеников на всевозможные олимпиады и конкурсы, но и сама является организатором конкурсов и фестивалей. Здесь проводятся открытые соревнования роботов, в этом году в них приняли участие более 30 команд из всей области. 
Заинтересовать подрастающее поколение машиностроительными профессиями еще в школе стремятся также сотрудники и студенты Курганского промышленного техникума, как и их коллеги в других средних профессиональных учебных заведениях, участвующих в проекте «Зауральский навигатор». В частности, промышленный техникум, как рассказала заместитель директора по учебной работе Оксана Демешкина, активно взаимодействует с более чем 40 школами города и области – осуществляет профориентационную диагностику по профессиям из категории «человек – техника»: сварщик, токарь, слесарь, наладчик, технолог. 
Что касается студентов техникума, то во все образовательные программы здесь включена дисциплина «Основы робототехники». Также создан Центр технического моделирования и производства, где студенты под руководством преподавателей разрабатывают нестандартные изделия по запросу предприятий города и области. Ребята активно участвуют в конкурсах, олимпиадах профессионального мастерства регионального, всероссийского уровня и нередко занимают призовые места. 
Творчество плюс спорт
Показать школьникам, что образовательная робототехника – это не только ум и творчество, но и спорт, азарт, дух соревнований, – такую задачу поставили перед собой в Шадринском государственном педагогическом университете. 
– Мы можем реализовать не только творческие, но и лидерские способности, – объяснила декан факультета информатики, математики и физики ШГПУ Ирина Слинкина. – У нас разработана серия турниров по робототехнике. Турниры «Поколение Next» и «Шагающие роботы» состоялись в 2015 – 2016 учебном году, причем второй был организован совместно с лицеем № 1 города Шадринска. Важно, что наряду с ребятами, уже занимавшимися робототехникой, в них могут принять участие и новички – дети из тех школ, где оборудования для преподавания робототехники нет. Мы нацеливаем детей на изучение физики, математики, показываем им, зачем надо изучать программирование. 
В октябре в ШГПУ состоится еще один областной турнир по робототехнике – «Танковый биатлон», где роботы будут преодолевать препятствия, стрелять по одиночным, множественным и движущимся мишеням. В течение всего года вуз проводит выездные отборочные турниры, причем он обрел грантовую поддержку – ведущий специалист вычислительного центра ШГПУ Денис Бельков стал обладателем гранта Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме», получив на реализацию проекта «Робот тест­драйв» 300 тысяч рублей. Представители вуза побывали в школах Каргапольского, Далматовского, Макушинского, Целинного и Каргапольского районов. В июне на базе областного лицея для одаренных детей на смене «Зауральские таланты. Интеллектуал» был проведен очередной выездной турнир, где приняли участие школьники практически со всей Курганской области. 

Итоги и перспективы
– В Зауралье выстроилась определенная система работы по формированию интереса детей к научно­техническому творчеству, – подвела итог Нина Криволапова. – Важно, что все мы – образовательные организации общего и профессионального образования, органы власти, родители, работодатели – действовали как команда единомышленников. И хотелось бы, чтобы при старте нового проекта «Инженерная школа Зауралья» сложившийся задел был в полной мере реализован. 
– Основная задача проекта «Инженерная школа Зауралья» – это создание и развитие профильных инженерных классов, – объяснил Сергей Хрипунов. Пока таких классов будет всего пять. В частности, уже набран региональный класс на базе областного лицея­интерната для одаренных детей. Сергей Владимирович отметил, что особое внимание будет уделяться подбору детей на основании психологической диагностики, методическому сопровождению учебного процесса, организации профильных смен, практик и т. д.
– Все это делается в первую очередь для того, чтобы подготовить инженерные кадры для промышленности Курганской области, – подчеркнул Сергей Хрипунов, говоря о проекте «Инженерная школа Зауралья». 

ПОЛЕЗНЫЙ АДРЕС
Получить больше информации о том, где в Зауралье проводятся занятия по робототехнике, о ближайших турнирах и соревнованиях и о других возможностях вы можете на областном сайте «Образовательная робототехника»: 
http://www.kurganrobot.ru.

КСТАТИ
Разработанные в Зауралье учебно­методические пособия по курсу «Образовательная робототехника», рабочие тетради для учащихся, методические материалы для учителя издаются на федеральном уровне и используются педагогами по всей стране.

Мария Цисарева.

Комментарии

Все новости рубрики Общество