О большой подготовительной работе, предшествовавшей старту нового образовательного профориентационного проекта, об уже действующих в регионе проектах и программах, которые сделали возможным его создание, говорили накануне участники «технологической площадки» в Издательском доме «Новый мир».
Маленькие академики
Как в раннем возрасте распознать детей, которым понастоящему интересно техническое творчество, и помочь им реализоваться? Проект «Малая академия наук», который действует в области с 2010 года, направлен в том числе и на решение этого вопроса.
– Основная цель данного проекта – предоставить учащимся возможность развития самостоятельного творчества в различных областях науки: технической, естественнонаучной, социальногуманитарной – и возможность самообразования через интересную для них учебноисследовательскую деятельность, – объяснил заместитель директора Департамента образования и науки Курганской области, заведующий сектором взаимодействия с вузами и научными организациями Сергей Хрипунов. – В его рамках реализуются различные направления – легоконструирование, робототехника, компьютерное моделирование, электроника, радиотехника и многие другие.
Сергей Владимирович отметил, что «Малая академия наук» охватывает более 160 детских садов Курганской области, а это 4200 дошкольников, и 53 школы, то есть более 7000 школьников. Он также добавил, что наработки, полученные в результате реализации «Малой академии наук», легли в основу многих других проектов, в том числе и «Зауральского навигатора». Об этом профориентационном проекте, стартовавшем в 2014 году, мы уже говорили на предыдущей технологической площадке, посвященной агробизнесобразованию в Курганской области. (См. «НМ» от 4 августа 2016 года.)
Проректор по науке и инновационной деятельности Института развития образования и социальных технологий, доктор педагогических наук, профессор Нина Криволапова рассказала о ключевых направлениях проекта «Малая академия наук». Одно из них – это укрепление материальнотехнической базы школ. Когда стартовал проект, как раз появилась возможность сделать это за счет федеральных средств. В частности, было закуплено оборудование для кабинетов естественнонаучных дисциплин, программноаппаратные комплексы для проведения исследований на основе компьютерного моделирования. Второе направление под названием «Легопарк» объединило образовательные учреждения от дошкольного до среднего и высшего профессионального образования. В рамках еще одного направления, «Школьный технопарк», учреждения профессионального образования проводят занятия для учащихся 9–11х классов, группы формируются на основе психологической диагностики.
Конструкторское бюро для дошколят
Как именно у дошкольников развиваются способности к техническому творчеству и пробуждается интерес к этой сфере деятельности, рассказала заместитель заведующей по учебновоспитательной работе детского сада №109 «Журавушка» города Кургана Светлана Коновалова. Уже более 20 лет это учреждение работает по комплексной программе «Развитие», разработанной учебным центром им. Л.А. Венгера (Москва), в которой большое внимание уделяется разделу «Конструирование». Дети уже со второй младшей группы – это 3–4 года – знакомятся с простейшими чертежами. А в старшем дошкольном возрасте узнают о понятии трехмерного пространства и делают чертежи в трех проекциях.
Светлана Юрьевна продемонстрировала участникам «технологической площадки» принесенные с собой сооружения из деталей конструкторов Lego Duplo, LEGO Education. Также в детском саду применяются деревянные наборы, геометрические конструкторы с различными способами крепления деталей (Тико, Полидрон), механические конструкторы. Дети создают различные сооружения, придумывают «легосказки» и «легомультфильмы». Вместе с воспитателем они фотографируют этапы изготовления постройки, а потом все это оформляется в альбом. Наработанным опытом детский сад активно делится с коллегами. В частности, в мае этого года совместно с Институтом развития образования и социальных технологий создали рабочую программу «Техническая конструктивная деятельность детей дошкольного возраста», для педагогов города и области работает авторская школа «Технология технического творчества».
«Когда же будет физика?»
Увлечение техническим творчеством, заложенное в детском саду, не должно угаснуть в школе. Так, в гимназии №47 города Кургана поддерживать и развивать его помогает целая система обучения предметам естественноматематического направления. Один из ее элементов, как рассказала заместитель директора по учебновоспитательной работе Ольга Берденева, – недели науки, которые традиционно проводятся в гимназии каждый год. И ребята 7–8х классов, только начавшие изучать физику, готовят показательные опыты, эксперименты и идут с ними к ученикам начальных классов. Они, увидев возможности, которые открывает физика, уже с 1–2го класса ждут, когда же у них начнется этот предмет. Это касается и химии, биологии, информатики.
– Наши ребята в этом году привезли из Казани с Всероссийского этапа Международной олимпиады по робототехнике второе место. Их робот распознавал мусор и ни разу не ошибся! Уступили только СанктПетербургу, – поделилась успехами Ольга Николаевна. К слову, гимназия не только отправляет своих учеников на всевозможные олимпиады и конкурсы, но и сама является организатором конкурсов и фестивалей. Здесь проводятся открытые соревнования роботов, в этом году в них приняли участие более 30 команд из всей области.
Заинтересовать подрастающее поколение машиностроительными профессиями еще в школе стремятся также сотрудники и студенты Курганского промышленного техникума, как и их коллеги в других средних профессиональных учебных заведениях, участвующих в проекте «Зауральский навигатор». В частности, промышленный техникум, как рассказала заместитель директора по учебной работе Оксана Демешкина, активно взаимодействует с более чем 40 школами города и области – осуществляет профориентационную диагностику по профессиям из категории «человек – техника»: сварщик, токарь, слесарь, наладчик, технолог.
Что касается студентов техникума, то во все образовательные программы здесь включена дисциплина «Основы робототехники». Также создан Центр технического моделирования и производства, где студенты под руководством преподавателей разрабатывают нестандартные изделия по запросу предприятий города и области. Ребята активно участвуют в конкурсах, олимпиадах профессионального мастерства регионального, всероссийского уровня и нередко занимают призовые места.
Творчество плюс спорт
Показать школьникам, что образовательная робототехника – это не только ум и творчество, но и спорт, азарт, дух соревнований, – такую задачу поставили перед собой в Шадринском государственном педагогическом университете.
– Мы можем реализовать не только творческие, но и лидерские способности, – объяснила декан факультета информатики, математики и физики ШГПУ Ирина Слинкина. – У нас разработана серия турниров по робототехнике. Турниры «Поколение Next» и «Шагающие роботы» состоялись в 2015 – 2016 учебном году, причем второй был организован совместно с лицеем № 1 города Шадринска. Важно, что наряду с ребятами, уже занимавшимися робототехникой, в них могут принять участие и новички – дети из тех школ, где оборудования для преподавания робототехники нет. Мы нацеливаем детей на изучение физики, математики, показываем им, зачем надо изучать программирование.
В октябре в ШГПУ состоится еще один областной турнир по робототехнике – «Танковый биатлон», где роботы будут преодолевать препятствия, стрелять по одиночным, множественным и движущимся мишеням. В течение всего года вуз проводит выездные отборочные турниры, причем он обрел грантовую поддержку – ведущий специалист вычислительного центра ШГПУ Денис Бельков стал обладателем гранта Всероссийского молодежного образовательного форума «Территория смыслов на Клязьме», получив на реализацию проекта «Робот тестдрайв» 300 тысяч рублей. Представители вуза побывали в школах Каргапольского, Далматовского, Макушинского, Целинного и Каргапольского районов. В июне на базе областного лицея для одаренных детей на смене «Зауральские таланты. Интеллектуал» был проведен очередной выездной турнир, где приняли участие школьники практически со всей Курганской области.
Итоги и перспективы
– В Зауралье выстроилась определенная система работы по формированию интереса детей к научнотехническому творчеству, – подвела итог Нина Криволапова. – Важно, что все мы – образовательные организации общего и профессионального образования, органы власти, родители, работодатели – действовали как команда единомышленников. И хотелось бы, чтобы при старте нового проекта «Инженерная школа Зауралья» сложившийся задел был в полной мере реализован.
– Основная задача проекта «Инженерная школа Зауралья» – это создание и развитие профильных инженерных классов, – объяснил Сергей Хрипунов. Пока таких классов будет всего пять. В частности, уже набран региональный класс на базе областного лицеяинтерната для одаренных детей. Сергей Владимирович отметил, что особое внимание будет уделяться подбору детей на основании психологической диагностики, методическому сопровождению учебного процесса, организации профильных смен, практик и т. д.
– Все это делается в первую очередь для того, чтобы подготовить инженерные кадры для промышленности Курганской области, – подчеркнул Сергей Хрипунов, говоря о проекте «Инженерная школа Зауралья».
ПОЛЕЗНЫЙ АДРЕС
Получить больше информации о том, где в Зауралье проводятся занятия по робототехнике, о ближайших турнирах и соревнованиях и о других возможностях вы можете на областном сайте «Образовательная робототехника»:
http://www.kurganrobot.ru.
КСТАТИ
Разработанные в Зауралье учебнометодические пособия по курсу «Образовательная робототехника», рабочие тетради для учащихся, методические материалы для учителя издаются на федеральном уровне и используются педагогами по всей стране.
Мария Цисарева.
Комментарии