Изгиб гитары жёлтой

«Каждый ребенок, на мой взгляд, должен получать дополнительное образование, учиться музыке...»

«...Это способствует самоорганизации и общему развитию. Дети, которые ходят в музыкальную школу, как правило, хорошо учатся и в общеобразовательной. У них развивается память, внимание, творческое мышление».
Так считает Станислав Савельев, преподаватель Шадринской музыкальной школы и Курганского областного музыкального колледжа им. Д.Д. Шостаковича. Его самого с музыкой подружил отец – пятилетним мальчишкой отвел за руку в класс гитары. Как гитарист-любитель, осваивавший аккорды самостоятельно, и будучи взрослым, он мечтал, чтобы его сын подружился с мелодией с детства и стал профессионалом. Отец же настоял на том, чтобы Станислав поступил в музыкальный колледж. Тот согласился. Только высшее образование получил в Шадринском педагогическом институте (сейчас университете) и имеет диплом учителя начальных классов. Это не случайно: с 1992 года он посвятил себя преподаванию. 
Когда заходит речь о профориентации, психологи не устают подчеркивать, что родители ни в коем случае не должны навязывать детям свою несостоявшуюся мечту, свой выбор. Как правило, это приводит к разочарованию. Но в случае со Станиславом Савельевым все несколько иначе. 
– Я ничуть не жалею о том, что моя жизнь сложилась именно так. Я занимаюсь дополнительным образованием, обучаю детей и считаю это очень важным делом, – говорит он. – Почти миссионерством.
Против «фанеры»
Его работа – проповедь любви к живой музыке. 
Музыка – это жизнь, звук, эмоции. Наша задача – популяризировать живое исполнение, инструментальное и вокальное творчество, – считает Станислав. –  Я не против использования новых технологий – это шаг вперед, инновации. Но, к сожалению, синтезируя звуки, мы дали крен в упрощение. 
Все хочется делать быстро, просто и без особых трудозатрат как со стороны исполнителей, так и со стороны слушателей. Сейчас очень часто используют фонограммы. Люди в массе своей редко видят живое исполнение без посредничества электронных носителей. В результате их музыкальный слух не только не развивается – он просто никогда не использовался, не наслаждался живой мелодией. Есть и другое последствие таких упрощений. Музыка – самовыражение человека через инструмент, его «внутренний ряд», личная гармония, душевное состояние на данный момент. В синтетическом некачественном звуке подобного уже нет, а это ведет к гибели  творчества. 
– Поэтому я рекомендую всем учиться отличать качественный музыкальный продукт от некачественного и делать правильный выбор, – говорит Станислав Павлович.
Воспитанию вкуса к подобным вещам, а не только обучению игре  посвящены занятия музыкой. Станислав Савельев считает, что музыкант и педагог в одном лице – довольно редкое явление. Учить музыке сложно – к каждому ребенку необходим индивидуальный подход.
 От классики до эстрады
– Инструментальная музыка – трудоемкий процесс. Для того, чтобы играть на инструменте, – совершенно любом – нужно приложить много труда, и в первую очередь  времени, которого у современных людей очень мало, – обозначает Станислав Павлович основную проблему. – Поэтому дети используют для обучения каждый свободный момент, а мы стараемся не перегружать их лишними вещами и давать только самое нужное, не забывая при этом о качестве.
Талантливый методист Станислав Савельев является лауреатом многих конкурсов, обладателем Гран-при Международного конкурса художественного творчества в сфере музыкально-компьютерных технологий, мультимедиапроектов, электронных и печатных учебных пособий, печатных работ и музыкальных композиций «Классика и современность» в Екатеринбурге. Он разработал систему обучения детей с первого по пятый класс музыкальной школы, призванную сберечь детское время и максимально использовать ресурсы.
– Мою систему методов не назовешь уникальной, – скромничает музыкант. – Я просто аккумулировал всю литературу, которая использовалась в моей практике и в практике других преподавателей, и взял из нее самое основное, изложил последовательно, доступно и рационально.
Система так и называется: «Рациональное обучение игре на классической гитаре». Она включает в себя изучение материала от классики до эстрадной музыки. 
– Сейчас очень широкий музыкальный рынок, поэтому мы смотрим, будут ли ребята использовать конкретное произведение на практике, прежде  чем включить его в программу репетиций, – говорит Станислав. – Процесс обучения ребенка рассчитан на то, чтобы он мог продолжить музыкальное образование в средних и высших учебных заведениях, а также использовать полученные навыки для себя.  
«Научу за месяц!»
 – Лучше всего обучаться игре на любом инструменте, конечно, в детстве, – подтверждает Станислав Павлович расхожее мнение.
Инструмент начинают давать в руки с пятилетнего возраста. Наиболее подходящее время для обучения игре, в частности на гитаре, – 9–12 лет. Это объясняется прежде всего  физиологией. 
– Дети очень гибкие, быстро обу-чаются и воспринимают информацию, легко приспосабливаются физически. А у взрослых костная ткань сформировалась, поэтому им сложнее освоить многие приемы. Но сложно – не значит невозможно. Развивать в себе музыкальные способности и умение обращаться с инструментом человек может в любом возрасте, – считает Станислав Павлович. – Главное здесь – хорошая мотивация.  
При этом, подбирая педагога, не следует поддаваться навязываемым рекламой иллюзиям: несмотря на объявление «Научу играть на гитаре за месяц», за такой срок добиться даже минимального результата невозможно. Этого времени хватит только на то, чтобы привыкнуть к инструменту, сделать первый шаг.  
– Педагог, который рассчитывает на результат, в первый месяц ищет подход к человеку, смотрит, насколько он подходит к инструменту, – говорит Станислав Савельев. – Если уроки выстроены правильно, то «коммерческий ход» с объявлением срабатывает: ученик остается на следующий месяц, а потом на год, на два, на три. В обучении важна системность и, конечно, репертуар: он должен быть разноплановым, интересным и преподавателю, и обу-
чаемому. 
Династия
О музыкальном образовании своих детей – а их у него двое – Станислав Павлович, разумеется, позаботился.
– Мой сын Никита окончил институт коммуникаций и музыки при Казанском федеральном университете, учится в магистратуре, занимается творчеством, – с гордостью рассказал он.
Никита Савельев – лауреат всевозможных международных конкурсов как профессиональный исполнитель-гитарист, причем часто выступает у нас в Курганской области. Дочь Станислава Павловича Анастасия до профессионализма еще не доросла – ей 11 лет. Она занимается фортепьяно в Шадринской музыкальной школе.
– Музыка в нашей семье – основное занятие. Мы все музыканты, каждый в своем направлении. Я, например, гитарист-классик, а Никита играет в эстрадном направлении фингер-стайл. Настя осваивает клавишные. Моя супруга Татьяна окончила музыкальную школу и хорошо играет как любитель.
К слову, Татьяна Савельева уже 15 лет возглавляет отдел культуры администрации Шадринского района и с музыкальной жизнью связана как организатор. Сам Станислав Павлович является арт-директором Международного фестиваля-конкурса гитаристов «Кубок пятерых». Он специализирован для гитаристов, организацией творческих конкурсов занимается с 1997 года. 
– Мы живем музыкой, – признается он.
И желает наслаждения звуком и музыкальной гармонией каждому из нас.

 

Источник: 
Марина Перова

Комментарии

Все новости рубрики Общество