Известна причина высокой цены и низкого качества фруктов в Зауралье

Проблемы создают чиновники из Казахстана

Вторая половина лета и осень – сезон сбора и реализации урожая. Как правило, фрукты в Россию везут из азиатских республик бывшего СССР. Там черешня, персики, абрикосы и т.п. стоят буквально копейки. Но по пути в Россию товар дорожает. Сказываются транспортные расходы, торговые надбавки, которые делают перекупщики (иногда не один и не два), а также непредвиденные обстоятельства, которые приводят к удорожанию фруктов. Об одном из таких «обстоятельств» мы и хотим сегодня рассказать.

В «Новый мир» обратился представитель одной из азиатских диаспор в городе Кургане. Он заявил о вопиющих фактах мздоимства, которые при транзите фруктов через Республику Казахстан совершают местные силовики.

- «Чёс» начинается уже на границе Казахстана с нашей азиатской республикой, - поведал наш собеседник, попросив не раскрывать его имени. – К водителям фургонов, которые везут урожай, обращается сотрудник контролирующих органов Казахстана. Он предлагает сопроводить груз по территории этой страны, пообещав беспрепятственное прохождение им контроля в пункте пропуска через границу.

Если водитель соглашается, так и происходит, признаёт представитель азиатской диаспоры. Проехав без остановок весь Казахстан, на российско-казахстанской границе фургон без проблем пропускают. Если же водитель отказывается, его могут и на территории Казахстана несколько раз тормознуть, и затем заставить выстаивать очередь для проведения досмотра.

- Сейчас пик сезона. Фуры скапливаются на пограничных пунктах пропуска десятками. Своей очереди для досмотра приходится ждать по два-три, иногда четыре дня. Охладительное оборудование рефрижераторов не справляется с жарой, которая установилась этим летом. Поэтому в Россию фрукты попадают уже не первой свежести. Некоторые партии скисают, и их приходится выкидывать, а водителям – платить неустойку владельцам грузов из своих средств, - сетует собеседник «Нового мира».

По его словам, сопровождение груза стоит водителю в среднем 500 долларов США (35 тыс. рублей). Он сопровождает не один фургон, а колонну сразу из пяти-шести машин. Таким образом, за один проезд через страну, который занимает 2-3 дня, казахстанский «смотрящий» и те, кто за ним стоят, получают 175-210 тыс. рублей.

- Всё это делается незаконно, - утверждает собеседник «Нового мира». – В казахстанском законодательстве нет упоминаний о каком-либо «сопровождении». Однако подобная практика в этой стране, увы, широко распространена. Пользуясь удобным географическим положением, тамошние силовики нагло «общипывают» транзитные грузы, которые идут через Казахстан в Россию.

Непредвиденные расходы владельцы потом «вбивают» в стоимость фруктов. Поэтому не удивляйтесь, если стоимость черешни, персиков, абрикосов и прочего вам кажется высока.

Кроме того, есть ещё один способ «общипать» транзитников – его казахстанские пограничники устраивают перед досмотром грузов в пункте пропуска. Особенно эта ситуация типична для омского направления, на казахстанском пункте пропуска Урлютобе. В частности, такое неоднократно было замечено за сотрудником этого пункта пропуска по имени Тлек Канафин.

- Как правило, фургоны идут, забитыми под завязку, - продолжает наш собеседник. - Перед досмотром внутри кузова нужно сделать так называемый «технологический проход» - пространство, по которому контролер может пройти со служебной собакой, натасканной на обнаружение наркотических, взрывчатых и иных запрещенных веществ.

Водители могут сделать технологический проход самостоятельно, но казахстанские пограничники настоятельно рекомендуют им воспользоваться услугами специальных фирм, действующих при пунктах пропуска. И даже выдают визитки тех фирм, в которые следует позвонить.

- Однако забота оборачивается очередным мздоимством. Услуги «рекомендованных» фирм стоят примерно 15 тыс. тенге (2,5 тыс. рублей). Если же водитель обратится к не рекомендованной фирме или, еще хуже, сделает технологический проход самостоятельно, проблемы при досмотре ему обеспечены: он может проторчать на таможне и день, и два, и три. Почти всё это время кузов фургона стоит открытым. Охладительная система рефрижератора не справляется с жарой, и фрукты начинают гнить.

В общем, водители поставлены перед выбором: либо заплатить за устройство технологического прохода «правильной» фирме, либо рискнуть сохранностью груза и быть готовым «попасть» на неустойку его владельцу. Не удивительно, что многие выбирают именно первый вариант.

Это ведет к очередному удорожанию фруктов, которые везут в Россию. Кстати, по нашу сторону границы, где каждый фургон в обязательном порядке также проходит досмотр, таких бесчинств нет, утверждает представитель одной из азиатских диаспор.

- По сравнению с казахстанскими контролирующими органами в пунктах пропуска российские ведут себя, можно сказать, образцово. Никаких лишних и непонятных требований. То, что положено по закону, изволь исполнить. Но сверх этого – ни-ни, даже намёков никаких нет. Это мне говорят все водители, которые везут фрукты из своих республик через Казахстан в Россию, а я со многими из них по работе общаюсь. Уверяю вас, это действительно так, - заявил собеседник «Нового мира».

Николай Волков.

Комментарии

Все новости рубрики Общество