Зауральцы выступили за возвращение реликвий Далматовскому монастырю

Но встретили непонимание в министерстве культуры Свердловской области

Наша газета уже не раз обращалась к теме возврата Далматовскому мужскому Свято-Успенскому монастырю двух принадлежавших ему когда-то православных реликвий – кольчуги и шлема преподобного Далмата Исетского.

В последний раз эта проблема активно обсуждалась в 2013 году, в период реализации мультимедийного проекта «Россия-10». Тогда, напомню, вся страна участвовала в интернет-голосовании, чтобы выбрать десять достопримечательностей, наиболее ярко символизирующих нашу страну. Жители Курганской области массово отдавали свой голос за Далматовский монастырь. На первом этапе за святыню Зауралья было собрано более 103 тысяч голосов, но во втором этапе зауральцы не смогли обогнать другие, более «раскрученные» достопримечательности. В том же 2013 году Архиерейский собор принял решение об общецерковном прославлении преподобного Далмата. С тех пор его имя внесено во все православные календари и святцы и стало широко известно во всём православном мире.

В связи с этими событиями летом 2013 года на страницах нашей газеты были опубликованы два материала на тему возвращения реликвий. Но так как в самом монастыре в тот период не было условий хранения святынь, то решение вопроса было решено оставить до лучших времён.

И вот эти времена наступили. По крайней мере, в этом уверена группа энтузиастов, обратившихся с открытым письмом к министру культуры Российской Федерации Владимиру Мединскому. В письме, в частности, говорится: «Далматовский монастырь – святыня и гордость Курганской области. Его основал в 1664 году старец Далмат (в миру – Дмитрий Иванович Мокринский). В XVII веке Далмат Исетский объединил людей разных национальностей. Ясачный татарин мурза Илигей, на чьих землях поселился Далмат, в знак глубокого уважения к старцу подарил ему свой железный шлем-шишак и кольчугу. Эти дары после смерти Далмата долго хранились в его усыпальнице при монастыре. Каждый богомолец, приходивший поклониться гробу Далмата, старался надеть эти вещи на себя, искренне веря, что они приносят защиту и исцеление.

К сожалению, чудотворные шлем и кольчуга уже давно не принадлежат Курганской области. В 30-х годах прошлого века доспехи Далмата вывезли в столицу Урала. Ныне шлем находится в Свердловском областном краеведческом музее, а кольчуга – в музейной экспозиции города Невьянска.

Попытки вернуть реликвии в Зауралье предпринимались неоднократно. К примеру, в декабре 2014 года зауральская культурная общественность обращалась к губернатору Курганской области с просьбой принять участие в возврате шлема и кольчуги Далмата законному владельцу - Далматовскому Свято-Успенскому монастырю. В письме к Алексею Геннадьевичу Кокорину говорилось: «Общественное народное движение «За возрождение Далматовского монастыря» и Ассамблея народов Зауралья заинтересованы в возврате знаменитых ценностей еще и потому, что факт дарения мусульманских

доспехов русскому святому, хранение их в православной обители как чудотворных может способствовать укреплению добрососедских отношений в многонациональном За- уралье…».

В сентябре 2015 года представители далматовского общества краеведов «Родник» во главе с сотрудником районного музея Галиной Пономаревой обратились с подобной просьбой к депутату Государственной Думы Александру Ильтякову. В письме сообщалось, что попытки возвратить реликвии были предприняты в 60-е годы XX века, но оказались безуспешными. Также в письме к депутату говорилось: «4 февраля 2013 года Архиерейский собор Русской православной церкви принял решение об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского.

В 2012 году в помещении северных келий монастыря открыт монастырский музей, но экспонатов, связанных с историей обители, в нем, к сожалению, немного. Поэтому возвращенные в монастырь кольчуга и шлем должны занять свое почетное место в монастырском музее, дополнив его экспозицию».

В ноябре 2015 года Министерство культуры Свердловской области в лице заместителя министра Галины Юрьевны Полухиной ответило депутату Госдумы Ильтякову и обществу краеведов, что возвращение кольчуги и шлема преподобного Далмата Исетского в Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь не представляется возможным. «Сообщаем вам, что указанные музейные предметы входят в состав государственной части музейного фонда Российской Федерации, а также относятся к разряду уникальных экспонатов и занимают особое место в экспозиции вышеназванных музеев».

Все прежние письма и запросы о передаче шлема и кольчуги Далмата Свято-Успенскому мужскому монастырю не имели перспективы, потому что, исходя из постановления Правительства России от 30.06. 2001 г. № 490, норма п. 2, ст. 50, «объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям». Согласно п. 2 ст. 3 закона, «государственное или муниципальное имущество религиозного назначения отчуждается из государственной собственности исключительно в собственность религиозных организаций, инициатором передачи должна являться религиозная организация». Поэтому сегодня все надежды только на Русскую православную церковь.

Приезд в Зауралье Святейшего Патриарха Кирилла на празднование 200-летия со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина), без сомнения, поднимет духовный статус Курганской области, расширит границы известности Далматова монастыря, где отец Ан- тонин – будущий начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме – получал начальное образование. Мы надеемся, что после официального обращения Русской православной церкви правительство Свердловской области и Министерство культуры России вернут Далматовскому Свято-Успенскому мужскому монастырю шлем и кольчугу Далмата».

Свои подписи под этим письмом поставили почётные граждане Курганской области – писатель Виктор Потанин, художник Герман Травников, профессор Валентина Фёдорова, заслуженный учитель РСФСР Александр Сметанин, а также писатель Виталий Носков и руководители нескольких общественных организаций: «За возрождение Далматовского Успенского монастыря» – Юрий Аникин, Ассамблеи народов Зауралья – Владимир Уфимцев, филиала Общероссийского фонда культуры – Людмила Середа.

В письме выражается уверенность, что министр культуры Владимир Мединский в рамках своей компетенции посодействует решению этого непростого, но важного для нас вопроса.

Татьяна Маковеева.

Копия с исторического фото кольчуги и шлема Преподобного Далмата. Начало XIX века. Автор Сергей Прокудина-Горский.

Комментарии

Оставить комментарий

Все новости рубрики Общество