Агрессивно – значит, небезопасно

...

Наконец-то и в нашем законодательстве официально появится термин «агрессивное вождение», а само явление  получит соответствующую оценку. И тогда дорожный беспредел перестанет быть безнаказанным, а законопослушные автомобилисты не будут содрогаться от сумасшедших обгонов, резких торможений, фантастических разворотов.
Всё внимание на дорогу
Почему же так долго размышляли наши законодатели, прекрасно понимая, что уровень дорожно-транспортных происшествий зачастую просто зашкаливает, а количество погибающих под колесами транспортных средств становится пугающим? И это при том, что в ряде стран на данную проблему уже давно обращают самое пристальное внимание. В той же Германии, к примеру, в правилах дорожного движения предусмотрено понятие «агрессивное вождение», которое подразделяется на несколько видов, начиная от опасных маневров и заканчивая нападением на водителей (драка, причинение ущерба имуществу и т.п.). Там за опасные действия на дороге, в зависимости от вида агрессивного вождения, могут привлечь к крупному штрафу и даже лишить такого беспредельщика прав на 9 месяцев.
Специально подготовленные полицейские с целью выявления водителей-лихачей с помощью комплексов фото- и видеофиксации, а также иной видеоаппаратуры, установленной в автомобилях дорожной инспекции, контролируют в стране соблюдение ПДД. В случае зафиксированного факта агрессивного вождения владельцу автомобиля назначается штраф и выносится решение суда об ограничении действия водительского удостоверения.
Закономерно возникает вопрос: почему у нас нужно обладать недюжинным терпением, чтобы не угодить в аварийную ситуацию из-за так называемых дорожных шахматистов, а в далекой Америке за постоянное перестроение из ряда в ряд, несоблюдение дистанции между идущими автомобилями водитель может быть даже арестован? И как, скажите, равнодушие может помочь решению проблемы с аварийностью и чрезвычайными происшествиями на дороге? Например, в Зауралье только за первое полугодие произошло в пределах тысячи дорожно-транспортных происшествий, в 387 из них 59 человек погибли и 470 получили ранения различной степени тяжести. 
Зауральцы сомневаются
Так что же все-таки такое «агрессивное вождение»? Боюсь, никто на данный вопрос сегодня однозначно не ответит. Основными же признаками опасной езды инициаторы закона предлагают считать:
• превышение максимально разрешенной скорости движения;
• резкое трогание с места (с заметной пробуксовкой);
• резкое торможение;
• подача звуковых сигналов другим участникам движения (сейчас это допускается только для предотвращения ДТП);
• несоблюдение дистанции и интервалов движения;
• частые перестроения;
• обгон справа;
• препятствие обгону;
• движение с дальним светом фар в нарушение ПДД;
• езда по тротуарам;
• проезд на красный свет;
• ненормативные выкрики и жесты. 
Получается, что агрессивным можно считать стиль вождения, угрожающий безопасности других участников дорожного движения. В ГИБДД, например, предлагают штрафовать водителей, которые устраивают на дорогах гонки с постоянным перестроением, активно подают звуковые сигналы, требуя уступить им дорогу, резко ускоряются и тормозят, подрезая другие машины, сокращают до минимума дистанцию с впереди идущим автомобилем. Согласиться с такой позицией, конечно, можно, но есть в самом определении агрессивного вождения еще немало непонятного. Спросите, впрочем, об этом у курганских водителей, и они вам выскажут свои сомнения. 
Так, житель областного центра Владислав Поспелов полон скептицизма. Он, в частности, недоумевает по поводу того, что случайно не включенный поворот или механически задетый и потому включившийся в светлое время суток дальний свет могут квалифицироваться как агрессивное вождение со всеми вытекающими последствиями. А вот Андрей Михайличенко из Шадринского района опасается, что размытые понятия об агрессивном вождении способны привести к злоупотреблениям со стороны сотрудников ГИБДД. К тому же это может стать поводом к субъективному подходу как со стороны инспекторов дорожной полиции, так и судей. Попробуй, дескать, потом докажи, что ты не виноват и что к категории злостных нарушителей никогда не относился. 
И наконец, еще одна группа зауральских автомобилистов сама по себе уже агрессивна, и убедить их в чем-либо чрезвычайно сложно. Например, Левон Иштоян, не захотевший назвать своего места жительства, сказал, что его не волнует, примут в Госдуме нашумевший закон или нет, он как ездил, так и будет ездить. «У меня, – хвалится лихой водила, – свои принципы. Неужели я буду плестись в хвосте у какой-либо красавицы? Никогда. Да я все полосы снесу, лишь бы ее объехать…»
С беспределом нужно бороться
Какие же наказания могут ожидать виновников агрессивной езды? Инициаторы установления солидных штрафов за опасное управление автомобилем предлагают взять за основу нормативные акты других стран, где уже давно наказывают лихачей и нарушителей ПДД. Так, в законодательстве большинства штатов Америки, а также в Великобритании, Франции, Германии, Австралии, Японии, Сингапуре существуют два понятия: «небрежное вождение» с непредумышленным нарушением ПДД (careless driving) и «опасное вождение» с умышленным нарушением ПДД (dangerous driving). «Небрежное вождение» признается административно-правовым нарушением, а «опасное вождение» – уголовно наказуемым деянием как более серьезная форма незаконного поведения на дороге. Ничего подобного у нас пока нет. Отсюда скептицизм, отсюда и опасения. А что же предлагают на данный счет зауральские автомобилисты? 
Стас ВЕЛИЧКО, г. Курган:
– Я слышал, что в Госдуму внесен законопроект о том, чтобы замеченных в агрессивной езде штрафовать на сумму от 2,5 до 5 тысяч рублей. Не знаю, приняли это предложение или нет, но я бы советовал всех, кто создает своими действиями опасную ситуацию на дороге, которая способна привести к тяжелым последствиям, лишать права вождения на не-определенный срок с последующей пересдачей дорожных правил. Это было бы справедливо.
Вениамин ЗАГОРУЛЬНЫЙ, г. Курган:
– Наказывать надо, но я не сторонник крайних мер. Все компрометирующие документы должны передаваться в суд, и там пусть решают судьбу нарушителя. В противном случае может разразиться новый беспредел со стороны сотрудников ГИБДД. Нужны неопровержимые доказательства и справедливый вердикт.
Впрочем, то, что проблема опасного вождения уже находится на контроле российского правительства и премьер-министр Дмитрий Медведев поручил МВД и Мин-юсту проработать тему ответственности за опасное и неосторожное вождение, говорит о том, что мы наконец-то обеспокоились дорожным беспределом. Осталось малое – его остановить.

 

Источник: 
Владимир Седанов

Комментарии

Все новости рубрики Общество