Валерий Паниковский: «Продлим игры очарование»

Слухи о «смерти шахмат» по-прежнему сильно преувеличены

Оказывается, всё в этом мире стареет. Ничего не поделаешь, закон природы…
Стареет человек, и чтобы продлить радость жизни, применяет разные технические замены: вместо зубов – протезы, вместо глаз – линзы, а вместо сердца - пламенный мотор. Стоп! Это в песне, а в жизни - кардиостимулятор…
 
Стареют дома. Знакомая картина. Хозяин покинул дом, и тот на глазах всех сельчан стареет, хиреет, ветшает…  Совсем, как человек в одиночестве.
 
Стареют  телепередачи вместе с их телеведущими. Шутки КВНовских команд про политику и алкоголь веселят лишь членов жюри да смехотворную часть зала.  «Поле чудес» постепенно превратилось в музыкальные посиделки с раздачей банок с соленьями и бутылок с наливками.  Хотя помним времена, когда попасть на эту передачу считалось действительно чудом, а выигравший приз счастливец из Кургана был нарасхват у местной прессы и членов клуба «Юные эрудиты»…
 
Так что же, ничто не вечно под луной? А как же шахматы – эта древняя игра человечества? Ведь легенда о её рождении как бы математически доказывает неисчерпаемость шахмат. Напомню эту легенду. Правитель Индии, желая отблагодарить изобретателя чудесной игры, пообещал наградить его всем, что он только пожелает. Мудрец попросил, казалось бы, скромное вознаграждение в виде зёрен пшеницы. Только положить их надо в особом порядке: «На первую клетку шахматной доски положи одно зёрнышко, на вторую – два зёрнышка, на третью – четыре. И так всё время удваивай вплоть до последней, 64-й, клетки».
 
Правитель поначалу презрительно хмыкнул от столь ничтожного, на его взгляд, вознаграждения.  Но когда его ученые подсчитали общее количество зёрен, то индийскому властелину стало плохо… По закону геометрической прогрессии, число всех зерен составило 18 446 744 073 709 551 615, проще говоря, 18 квинтиллионов 446 квадриллионов 744 триллиона 73 миллиарда 709 миллионов 551 тысячу 615 зернышек! Для получения такого количества зерна пришлось бы 8 раз засеять поверхность всего земного шара и столько же раз собрать урожай. Эта старая легенда вселяла в души шахматистов веру в вечную молодость шахмат.  Но уже в начале ХХ века гениальный кубинец Капабланка впервые заявил о «ничейной смерти шахмат». Потому что два равных по силе игрока ничего не смогут сделать друг с другом по причине их высочайшего мастерства и виртуозной защиты.
 
Однако не менее гениальные чемпионы мира Алехин, Таль, Фишер обнаружили в любимой игре новые краски, обогатили шахматы оригинальными идеями – и игра миллионов вновь расцвела, как роза в пустыне.
 
Но вот настали компьютерные времена… Три могучих «К» - Карпов, Каспаров, Крамник – ничего не смогли поделать с быстро растущими в мощи компьютерными программами. Гарри Каспаров вошёл в историю шахмат, как первый чемпион мира, побежденный ЭВМ. В 1997 году он проиграл  матч  американской программе «Дип Блю» со счетом 2,5:3,5. Сегодня ни один гроссмейстер планеты уже не рискнёт сразиться с компьютером – разные «весовые» категории…
 
Удивительное зрелище! Смотрю в Интернете захватывающую партию двух российских топ-гроссов: Даниила Дубова и Петра Свидлера. Смелые атаки, каскад жертв, хладнокровная защита… И на всё это пиршество игры соперники в преддверии 30-го хода затратили по 15 минут.  Фантастика!
 
Ситуацию на доске прояснил наш лучший шахматный комментатор Сергей Шипов: «Эта позиция стояла уже у них дома – компьютерный анализ. А 15 минут они затратили на то, чтобы вспомнить варианты. Фактически настоящая партия начнётся как раз с 30-го хода. Таковы современные шахматы…»
 
И вновь в шахматном мире заговорили о «ничейной смерти» благодаря компьютерному вторжению. Сегодня  любой разрядник-ученик шахматной ДЮСШ не мыслит себя без помощи компьютера при подготовке к турниру. Никаких тебе дебютных книг, толстых справочников – только Stockfish, королева всех программ!
 
Любителям проще: им не надо думать о высоких рейтингах и призовых местах  в супертурнирах. Играй себе на здоровье, как деды играли, наслаждайся соперничеством с таким же белковым  любителем, не обремененным веригами теории.
 
А как жить дальше мировой шахматной элите во главе со звёздным норвежцем Магнусом Карлсеном? Соревноваться в компьютерной памяти или «сушить» игру, смотря по обстоятельствам? Рисковать сегодня мало кто хочет. Значит, как говорил остроумнейший Михаил Жванецкий, «может, что-то в консерватории подправить?». То бишь в самих шахматах.
 
Они уже достигли, по человеческим меркам, пожилого возраста. Первая серьёзная попытка что-то изменить в древней игре – это «Фишеровские шахматы», которые отличаются от классических лишь иной расстановкой фигур. По ним проводятся отдельные соревнования и даже чемпионаты мира. Но, похоже, и сюда добралась хищная рука  электронного брата по разуму…
 
И поэтому появляются новые революционные предложения. Одно из них – от Джавада Оганесяна, новатора из Армении. Он придумал необычные правила: под каждой пешкой обозначается особый знак фигуры – ферзя, ладьи, слона, коня. Пешка превращается в символ, скрытый от соперника, эдакий тайный агент. Дойдя до последней горизонтали, пешка превращается в свой символ. И другие сюрпризы ждут игроков, вплоть до короля, совмещающего функции ферзя и коня. Словом, шахматы Д.Оганесяна могут явиться своего рода реинкарнацией древней игры.  По мнению гроссмейстера по шахматной композиции Олега Первакова, «благодаря новым правилам, разработанным Джавадом Оганесяном, драматургия борьбы станет более непредсказуемой и глубокой». А главное, недоступной для проныры-компьютера.
 
Судьба этих неошахмат, образно говоря, теперь  связана с названием  ещё одной популярной телепередачи – «Время покажет»…
 
Валерий ПАНИКОВСКИЙ.

Комментарии

Все новости рубрики Общество